Армения. Ереван. Каскад

Каскад (Կասկադ) представляет собой систематически упорядоченные и художественно оформленные лестницы, скульптуры, фонтаны, цветники, которые в едином целом являются монументальным сооружением архитектуры. Он также включает в себя выставочные залы, где представлены работы зарубежных и армянских деятелей искусства. Это место, куда туристы, приехав в Ереван, приходят в первую очередь.
Каскад интересен еще и тем, что его история, от планирования до постройки, растянулась почти на сто лет, и это далеко не конец.

Каскад, если смотреть от центрального кольца, расположен за театром оперы и балета, между проспектом Месропа Маштоца и улицей Баграмяна. Он начинается от небольшого сквера, где возведен памятник архитектору Александру Таманяну, который, склонившись над столом, думает над главным планом своей жизни – генеральным планом постройки Еревана.

Сквер, входящий в состав Каскада, имеет геометрическую разбивку на дорожки, газоны и цветники и является как бы продолжением самой лестницы.

В сквере расположен музей современного искусства имени Гафесчяна (кто этот человек, более детально расскажу ниже) - это музей произведений известных скульпторов под открытым небом. Экспонаты собраны со всего мира.
Статуя Киви или "Перелётная птица". Раньше она находилась в Нью-Йорке.

"Антилопы в прыжке" (2005). Работа британского скульптора Сараджа Гуха. А на заднем плане знаменитый Кот Ботеро. Каскадный кот (Cascade Cat ) – один из трех известных котов колумбийского скульптора Фернандо Ботеро. Он был создан в 1999 году, а в 2002-м стал одним из первых экспонатов музея.


"Статуя курящей женщины" - также авторства Фернандо Ботеро. В Ереван она приехала из Копенгагена.


В сквере всего три работы это скульптора. Третья - "Статуя римского воина", создана в 1986 году.
Следует отметить, что это работы одного из самых дорогих скульпторов мира.

Одуванчик. Потрясающе красиво смотрится. Авторство не посмотрела.

Капитан Крюк. Авторства тоже не знаю.

Лошади, собранные из подков. Творение британца Тома Хилла, который знаменит еще и тем, что оформлял лондонскую олимпиаду. В Ереване они появились в 2012 году.

Лев южнокорейского скульптора Джи Йонг-Хо (работа 2008 года). Издали он кажется металлическим, но на самом деле он собран из автомобильных покрышек.

Я показала лишь некоторые скульптуры, их намного больше. Скульптуры все время перемещаются по скверу, потому вы можете их сегодня увидеть в одном месте, а завтра не найти вовсе, они могут переехать на другой участок Каскада.
Сквер пересекает улица Исаакяна. По обе стороны сквера расположено множество кафе. Цены характерные для центра. Туалетов около Каскада в открытом доступе нет, только в этих кафе) В целом это реальная проблема Еревана. Город туристический, а туалеты не предусмотрены.


Сквер завершается самим сооружением Каскада - лестницами, уходящими вверх.
Кстати, ажурный "Чайник" - работа британца Барри Флэнагана. 

 

Многие считают, что проект Каскада принадлежит Таманяну. Но это не совсем так. Таманян был автором идеи комплекса. В его концепции Каскад должен был соединять северную и центральную части города, исторические жилые и культурные центры Еревана, огромным зеленым пространством с водопадами и садами. Это зеленое пространство должно было выступать акцентом в самой возвышенной части города – Канакерском холме.
На плане Таманяна участок Каскада в оранжевом круге. Если присмотреться, то нам изображено именно то, что выше и написано, но никак не современный Каскад. Таманян его видел явно другим.

В генеральном плане 1924 года также была запроектирована идущая к Каскаду улица, как продолжение Северного проспекта в виде бульвара с бассейнами, фонтанами и цветниками. Она была сформирована к 1960-м годам, когда самого Каскада еще не было. Кстати, сквер перед Каскадом и есть та самая улица Таманяна, она имеет длину около 200 м и ширину - 55 м.

На Канакерском холме в 1967 году был установлен памятник, посвященный 50-летию Октябрьской Революции, там же была сделана смотровая площадка. А внизу перед запланированным Каскадом в 1974 году появился памятник Таманяну, авторства Арташеса Овсепяна.
Строительство Каскада началось в 1976 году. До этого весь холм был покрыт лесом с тропинками. В нижней части холма был установлен фонтан-водопад, в котором нравилось купаться детям. Фонтан находился на уровне первой платформы нынешнего комплекса.

Передняя панель фонтана была украшена мозаическим панно с рыбами, автором которого был Дереник Даниелян. Старожилы рассказывают, что этот фонтан очень сильно шумел и мешал спать. Узнав, что его демонтируют многие были рады. Но позже, когда строительство Каскада уже было начато, а демонтированная мозаика исчезла (ее так и не нашли), не было предела народному возмущению. Сколько лет прошло, а фонтан с рыбами до сих пор вспоминают с теплом и сожалением. 


Каждая плитка этого панно была изготовлена и глазурована вручную. К сожалению, когда началось строительство, не было никаких попыток вписать в новое сооружение мозаичный фонтан.

Фото из архива семьи Даниеляна

Таким образом, планы Таманяна были забыты на долгие годы, до конца 70-х. Скорее всего, главной проблемой было финансирование. Вернул их к жизни главный инженер Еревана Джим Торосян. Деньги на проектирование и постройку Каскада выделялись в рамках государственного заказа из Москвы.

Чтобы вы представили себе, что являл собой Ереван в те годы, приведу воспоминания Торосяна (а это ведь было не так давно):
 
«В 1957 году мы переехали из Тбилиси в Ереван и начали жить в Каскаде. Улиц здесь вообще не было, вся территория была фруктовыми садами, которые тянулись до проспекта Баграмяна. Прямо под нашим балконом жил украинец в типичном украинском доме (хате). Он держал корову и петуха, и каждое утро мы просыпались под звуки петуха.
На месте нынешней Каскадной лестницы была большая гора с деревьями и тропами. Зимой был настоящий праздник. дети, в том числе и я, спускались с вершины той длинной горы на санках. Воздух был очень чист. Это был центр города, но вместе с тем мы были окружены природой. Это было как оазис в центре города. Выше, в лесу, стояли два дома, где жили азербайджанцы, помню, мы их называли «турецкие багеры
».
Источник https://mediamax.am/am/news/yerevan-XX-century/5009/

Строительство началось в 1976 году. Авторами проекта были Джим Торосян, Саргис Гурзадян и Аслан Мхитарян.


Фото: Центр искусств Гафесджян

Главной идеей комплекса Каскад было отображение национального возрождения с помощью архитектурных формы и художественных выражений. Целью строительства Каскада было не только благоустройство территории, но и создание такого комплекса, который имел бы многофункциональное назначение. В проекте во многом отошли от идей и взглядов Таманяна. Появились монументальная внешняя лестница, туннель с длинными эскалаторами внутри, помещения для выставочных залов, сложная сеть внутренних двориков и открытых садов, украшенных многочисленными скульптурами, несущие мотивы богатой армянской истории и культурного наследия.
В советское время Каскад не имел официального открытия, поскольку интерьеры залов оставались не достроенными. В 1988 году строительство комплекса из-за Спитакского землетрясения было приостановлено, а затем распад СССР в 1991 году и Карабахская война оттянули завершение комплекса на долгие годы.


 
Каскад оставался заброшенным пережитком советской эпохи более десяти лет. В 2002 году американо-армянский бизнесмен и филантроп Джерард Левон Гафесджян инициировал восстановление Каскада (часто фамилию пишут через "ч" - Гафесчян, но если обратить внимание на написание слова на армянском, то фигурирует именно буква "дж" Գաֆեսճյան, потому так будет более правильно)
В течение последующих 7 лет мемориал испытал масштабную реконструкцию, а большая часть его была полностью превращена в художественный центр, носящий имя своего мецената Джерарда Л. Гафесджяна. Каскад превратился в центр современного искусства Cafesjian Art Center.
Официально после реконструкции Каскад был открыт в 2009 году.

Теперь давайте подниматься наверх. Расстояние от основания до вершины Каскада - 302 м. Это 572 ступенек. Если не можете осилить, то слева у основания Каскада (за синей птичкой) есть вход на эскалатор. Каскад поделен на террасы, с каждой террасы есть вход/выход на эскалатор, потому можете пробовать подниматься ногами, сойти с дистанции всегда есть возможность.
Расстояние от основания до самой верхней платформы, где находится памятник-обелиск - 450 м. На последнем участке эскалатора нет, там придется идти только ногами.

Для постройки Каскада был выбран не традиционный армянский туф, а белый травертин. Лишь его запасы были достаточны для столь масштабной стройки.

На одной из площадок Каскада расположен еще один обелиск из белого травертина. Он посвящен Армении, как первой стране, принявшей христианство. У подножья обелиска есть композиция из трех хачкаров.

Лестничный марш Каскада состоит из 5 уровней, на каждом из располагаются необычные фонтаны с армянскими мотивами, хачкары и барельефы. Здесь также можно увидеть работы знаменитых скульпторов.
Скульптура «Ныряльщики». Ее автор  британец Мартин Уоллер, основатель стиля «фьюжн» и дизайнер интерьеров для таких знаменитостей как сэр Элтон Джон, Мадонна и Дэвид Бекхем.

Каскад станет по настоящему красивым, когда включат фонтаны и появится зелень. Весной тут немного пусто и тихо.

Каскад интересен еще тем, что с него открываются прекрасные виды на Ереван. Большая часть города отсюда как на ладони. И каждый раз с более высокой площадки город выглядит по новому. Если имеете какую-либо оптику, берите с собой, с Каскада можно рассмотреть много любопытных деталей.


Некоторые районы за пределами кольца отличаются типом застройки. Например, здесь больше маленькие домики, расположенные на склоне друг над другом.

А здесь видны многоэтажки.

Телевышка, которая расположена высоко над центром города.

Оперный театр и сквер Таманяна выглядит с высоты как макет.

   

Поднимаемся еще выше и доступными становятся более дальние районы Еревана.


Если присмотреться  вдаль, то можно увидеть гору Арарат. Там на горизонте не просто тучи - это вершина Арарата выглядывает поверх туч и огромной громадиной нависает над городом. Каскад планировался именно так, чтобы Арарат находился вдоль его оси.  


Слева от Арарата также просматриваются в дымке горные хребты и блестит водная гладь.

А справа хорошо видны более близлежащие горные вершины, покрытые снегом.


 

На возвышенности не далеко от Каскада находится Парк Славы, там мы еще побываем.

Вершина Каскада увенчана обелиском.

Чтобы попасть к обелиску от последних ступенек Каскада, нужно обойти большой котлован с незавершенным строительством.

Для тех, кто боится высоты (как я) путь не из приятных. Вначале нужно идти по деревянному настилу.

Потом по ступеньках мимо дома Шарля Ознавура.

Подъем по улице вверх.


     

Еще пару десятков ступенек по узкой лестнице над котлованом (где ноги дрожат от страха) и вы наверху у цели.
Здесь просторная смотровая площадка. С противоположной стороны виднеются новые районы города. Визуально эта часть города (Канакер-Зейтун) выглядит как плато над углублением центральной части Еревана.

 

На вершине, прямо по центру комплекса, на смотровой площадке, расположен 50-метровый обелиск. Он был установлен в 1967 году (архитекторы Дж. Торосян, С. Гюрзадян) в честь 50-летия установления советской власти в Армении. Позже он стал носить название «50 лет Советской Армении», а затем был переименован в «Возрожденная Армения».

Удивительно, что строя советский памятник, армяне смогли вложить в него столько национального символизма. Симметричная система памятника имеет много сходств с известными столбами в древней армянской архитектуре. На таких каменных столбах еще в древние времена велись все государственные записи. Памятник заканчивается тремя арочными выступами, которые использовались в урартский период и символизировали царскую корону. Стилизованный платан, который принимали за колос пшеницы, в прошлом имел значение дерева жизни.
В основании памятника рельефные изображения «знаков вечности» (аревахач). На поверхности обелиска высечены также строки поэта Эгише Чаренца» - «Բոլոր նրանց, ում որ հոգին վառվում է վառ», что можно перевести как ««Всем, чья душа в ярком огне».


Да пусть простят меня армяне, но глядя на этот памятник издалека из центра города в первые дни приезда, я нарекла его "глазом Саурона". Думаю, что и представители советской власти в то время тоже не разгадали его истинный смысл. Чтобы все понять, нужно знать историю и традиции Армении.

Вот он котлован внизу. Достаточно большое необустроенное место, находящееся в таком состоянии много лет.

В свое время Джерард Левон Гафесджян,  по сути, спас Каскад. С 2002 года он  вложил  в обустройство комплекса и в создание Центра искусств 43 миллиона долларов (кроме того пожертвовал экспонаты из личной коллекции), но и этого не хватило, чтобы завершить проект. Скорее всего, он продолжал бы вкладывать и дальше, и завершил бы строительство. Но в 2013 году Джерард Левон Гафесджян умер, Каскад снова осиротел и ждет своего спасителя.
На месте котлована планировалось строительство двух кинотеатров и нового музея. Семья Гафесджян заказывала несколько проектов для завершения комплекса, объявлялся даже международный конкурс.  Но проекты оказывались очень дорогим и не были реализованы. Ранее существовал проект Девида Хатсона, согласно которому Каскад должен был иметь такой вид. 


Проект Девида Хатсона. Фото из архива А. Мхитаряна.

Мне кажется, что подобная перестройка - это равноценно уничтожению. Может и хорошо, что такой вариант не был реализован. Мне нравится проект, предложенный армянскими архитекторами - в нем сохранен армянский колорит, а достроенная часть гармонично вписывается в общую концепцию Каскада.

 Проект Аслана Мхитаряна. Фото из архива А. Мхитаряна.

Как я поняла из публикаций армянских СМИ, пару лет назад было проведено отчуждение земли в пользу города и проект собираются реализовывать уже без помощи семьи Гафесджян.  Сколько еще времени потребуется на достройку Каскада можно лишь предполагать. Проект дорогостоящий, да и вокруг вершины Каскада тоже необустроенный пустырь, требующий немалых вложений.

Еще немного фото из самой высокой точки Каскада.

Арарат мне так и не показался из-за туч и дымки, хоть я и надеялась, что пока буду гулять, к вечеру что-то изменится. Но спасибо ему за верхушку. Другие и ее не могут увидеть. 


Спускаемся вниз.

Мне больше нравится ходить пешком, но проеду эскалатором, чтобы показать, что здесь есть.

 

Пространство разбито на короткие пролеты ступенек с площадками, где выставлено множество разнообразных работ современных авторов. Покажу лишь несколько.

Скульптура - автомобиль, покрытая серебром. 

Бутон орхидеи, выполненный из ткани, мозаики, керамики и камня. Автор — Майли Кристи ( работа 1962 года).

Входы в выставочные залы находятся в вестибюле и на площадках эскалатора.

Попытаюсь попасть еще в выставочный зал. Если судить по анонсам, там есть много интересных работ. Но мне больше всего хотелось  бы увидеть два произведения: «Давид Сасунский» Арташеся Овсепяна и «Вардананк» Григора Ханджяна. 
Когда шло строительство Каскада, планировали, что каждый выставочный зал будет иметь свою тематику. В одном из залов на стене должен был располагаться барельеф «Сасунци Давид», представляющий  собой скульптурное исполнение Арташесом Овсепяном одноименной картины художника Акопа Коджояна.


Фото news.am

Другой зал планировали украсить огромным панно Ханджяня, на котором изображены эпизоды из «Вардананк».


Фото: Медіамакс
Спитакское землетрясение, распад СССР и недостаток финансирования помешали закончить эти работы. Они долгое время находились незавершенными и скрытыми от людских глаз.
 



Через пару дней по дороге в консульство я опять попала на вершину Каскада. Дякую тобі Боже, що я не … Николай II. Арарат мне показался во всей своей красе и величие.

Кто не знает, существует такая легенда.
«Когда государь Николай II был в Армении, он очень хотел увидеть Арарат. В течение 10 дней приезжал на место, где вид на знаменитую гору должен быть самым лучшим. Но вот незадача - все 10 дней стояла серая дождливая погода, и плотная дымка полностью укутывала не только гору, но и всё вокруг. Наконец, на 11-й день, тучи ушли. Царю доложили, что погода улучшилась, и можно ехать любоваться. Но настроение самодержцу это не прибавило. "Десять дней он не хотел мне показываться, а теперь я не хочу его видеть!", - выкрикнул император и приказал ехать прочь.»


 
И в завершение, немного фотографий зеленого Каскада с работающими фонтанами, чтобы вы имели полное представление, что такое Каскад.


 

Многие сравнивают архитектурно-монументальный Каскад с пирамидой, с многоступенчатой Вавилонской башней, называют террасами в форме зиккурата…
Мне Каскад видится по-другому. Если говорить о символизме, то это скорее дорога в будущее, позволяющая армянам возвыситься над всеми ужасами и проблемами, которые они пережили за свою многовековую историю, подняться вверх, навстречу Арарату, который благодаря Каскаду становится ближе.

В следующем посте опустимся на землю и пойдем решать дела житейские и экономить деньги на известный ереванский рынок Петак и Сурмалу.